туризм г. Удомля
Здравствуй, Странник

Меню сайта
Категории раздела
ПВД [23]
Водный туризм [7]
Горный туризм [18]
Спелеотуризм [3]
Спорт [25]
Туризм на колесах [2]
События [10]
Последнее в отчётах
Сейчас на сайте:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня заходили:
О погоде

Напиши нам

Главная » Статьи » Водный туризм

р. Видлица. Путешествие из лета в зиму или мы искали приключений...
Предыстория:
Как-то вечером, сидя дружной компанией, вспоминали удалое молодецкое прошлое… И вдруг что-то так защемило в груди (то ли виноградинка в горле застряла, то ли ностальгия торкнула) в общем очень сильно захотелось адреналина, бурной воды, острых ощущений и новых приключений. Недолго думая и параллельно разрабатывая семейный водный маршрут с детьми решили: «А не сходить ли нам опять в любимую Карелию!» Для поднятия настроения была выбрана замечательная речка Видлица. («А мы пойдем на север, а мы пойдем на север!» - как сказал один знакомый всем шакал.) Сказано – сделано!
Быстро распределили обязанности и каждый занялся своим делом…
Понеслось – держите нас семеро!

С 29.04.2012 по 02.05.2012, как и было запланировано ранее, размялись и встретили наступление весны на семейном сплаве с детьми по р. Западная Двина.


НБ тип Викинг-3.7 ""

Дмитрий, Капитан, Заклинатель погоды

НБ тип Викинг-4.7 "Викинг"

Лена, Старший матрос, ЗавВСЁ, Добрый доктор

Артём, Капитан, Хозяин карты

НБ тип Викинг-4.7 "Дульсинея"

Фёдор, Старший матрос, Смотрящий в объектив

Рустам, Адмирал

03.05.2012 и 04.05.2012 (до 17:00) было время на стирку, сушку и ревизию снаряжения, окончательную закупку питания и сбор рюкзаков. За пять минут до выхода на вокзал выясняется, что некоторые вещи до сих пор (почему-то?) сушатся на балконе, а не уложены в рюкзак, причем, весьма нужные вещи. Пока еще все поправимо! Вещи быстро отправляются в рюкзак.

В 17:20 мы, готовые к новым приключениям, стояли на вокзале. Здесь веселье, смех и радостные приветствия, таких же любителей бурных карельских рек, как и мы.


Отдавая билеты, кассир радостно сообщила, что если бы мы ездили чаще, они всегда перевыполняли бы план по продаже! Своим весельем, количеством и размерами рюкзаков перепугали большинство отъезжающих. Те уезжающие, кто успел оценить перспективу поездки, быстро погрузились в соседний вагон.

17:56 поезд отправился в сторону станции Бологое. Туриcтмены сидят тихие и задумчивые, наверное, думают о том, что нас ждет впереди. Вторая группа «водоходящих» балагурит и развлекает весь вагон! Шутки, веселье, смех и байки, сопровождаемые тостами, помогли скоротать время пути.

 

В 19:36 выгружаемся на станции Бологое (Московское). Здесь же, кроме двух наших групп, еще группа, которая держит путь в том же направлении. И девушка (уже одна, остальная ее группа уехала по домам) возвращающаяся из похода. Ее пытались уговорить полюбоваться красотами Карелии, но она оказалась стойкой и на уговоры не поддалась.

До поезда на Петрозаводск еще пять часов, есть время перекусить, подремать (если надо) и дописать отчет о походе по Западной Двине.

 

Одни пытались дописывать отчет, другие весело отгадывали кроссворды. Так к слову: повысить уровень сложности кроссворда и вызвать бурю эмоций, разгадывая его, очень просто – требуется лишь косноязычный чтец. Слезы радости и работа мозга вам и вашей компании обеспечены!

За десять минут до прибытия поезда, вдруг выясняется, что все же кое-что из вещей весьма нужных, осталось дома. Но благодаря запасливости и бережливости нашего адмирала положение было спасено!
00:10 Объявили о прибытии поезда на четвертую платформу. Быстро облачаемся в рюкзаки и, теряя друг друга из виду, идем к поезду. У вагона выясняется, что обе наши группы едут в седьмом вагоне, а третья (встреченная на вокзале) – в пятом, какое счастье для пассажиров седьмого вагона! Стараемся садиться тихо, быстро и без лишних слов. Но все же при погрузке второй группы происходит инцидент с молодой парой, который заканчивается написанием служебной записки на имя начальника поезда и, при содействии органов полиции, высаживанием конфликтной парочки на ближайшей станции, в адрес туристов и ст. Бологое летят ругательства, только, причем тут Бологое. Инцидент исчерпан. Дальше все по режиму: ужинаем и ложимся спать.

Заброска, первый день (05.05.)
07:30 Проснулись все по очереди, до звонка будильника. Умываемся, завтракаем. Станция Свирь (большая остановка): за окном облачность, люди на улице тепло одеты, но повсюду много цветов мать-и-мачехи. Есть надежда, что здесь тоже наступила весна, но глядя на тёплую одежду местного населения, этого не скажешь.

Прибытие строго по расписанию в 9:45. Как и положено, делаем пару снимков на фоне поезда и вокзала, идем искать «Газель» с номером 112.

 

09:50 «Газель» найдена, начинается загрузка. Двое гонцов отправлены на закупку необходимого провианта в ближайший магазин. Гонцы шибко долго ходят и их измаялись ждать, но они задобрили всех горячими пирогами и вкусными пирожными с малиной.
В 10:20 загрузились в «Газель», попрощались с нашими друзьми‑коллегами, идущими по другому маршруту, отправились в поселок Ведлозеро - стартовой точке нашего путешествия. Погода совсем не радовала: дул сильный ветер, было хмуро, накрапывал мелкий (периодически переходя в нормально полноценный) дождь. По пару изо рта, делаем вывод, что температура далека от летней (оставленной дома).
Проезжаем интересное объявление на стене дома: «Возврат долгов, услуги детектива и телефон». (Интересно часто ли здесь востребован этот телефон)?
Едем, уткнувшись в лобовое стекло, изучаем окрестности. Чем дальше от города Петрозаводска, тем больше снега вдоль дороги и в лесу, мельче ручьи и реки.

 

Начинают терзать смутные сомнения и предчувствия. Родилась поговорка: «Чем дальше в лес, тем меньше партизан и больше оленеводов».

Шаману Дмитрию, было дано задание, задобрить Лунного Ворона, дабы улучшить погоду на ближайшее время.
Проехали Кудчезеро – оно всё во льдах. Шаман требует «огненной воды» для поддержания необоснованного оптимизма, «воды» не было, поэтому и оптимизм угасал прямо на глазах. Позднее, узнав, что «огненной воды» нет, вызыватель Лунного Ворона — проклял все, включая погоду.
В 11:25 проезжаем поселок Ведлозеро. Озеро во льду. Ну что же, исходная точка нашего путешествия будет не здесь. Едем дальше: 11:58 поселок Юргилица — та же картина. Проезжаем деревню Куккойла. Идём смотреть озеро. Снег, лёд, ветер с озера. При таком положении дел стапель на озере невозможен. Пока часть группы осматривала берег и озеро на предмет стапеля и возможного прохождения, другая, предвидя скорое расставание с теплым и сухим салоном «Газели» переодевалась в неопреновые костюмы, так как дождь, встретивший нас в городе Петрозаводске, не прекращается ни на минуту, меняя лишь свою интенсивность. Решаем ехать до деревни Койвусельга. Правда, это уменьшит наш маршрут на 25 км. Сомнения и предчувствия крепчают с каждым пройденным километром.
Вскоре хорошая асфальтовая дорога заканчивается и начинается что-то без покрытия, но с ямами и кое-где заделанными выбоинами, на которых «Газель» скачет аки резвый олень, равномерно перемешивая в своем нутре пассажиров и снаряжение. Есть опасения получить веслом по затылку и рюкзаком по хребту, некоторые элементы снаряжения летают по всему салону. Оставшуюся часть автомобильной заброски 13 км преодолели, энергично подпрыгивая, получая бесплатный сеанс общего массажа и SPA- процедур, где - то за час.

13:02 Добрались до деревни Койвусельга.

 

Красной дорожки, оркестра и цветов не наблюдалось, из официальных лиц - одни местные доброжелательные и упитанные собаки, которые виляя хвостами, ринулись обнюхивать наши рюкзаки. Тыкаясь своими мохнатыми мордами в ноги, за кусок колбасы были готовы зализать нас до смерти.

Делаем пару пробных вылазок в поисках дороги, ручья и брода через ручей Сюряой.

Покуда особы особо осведомленные в местной географии рыскают в поисках примет и указателей куда идти, другие особы курят бамбук и мокнут у дороги сторожа рюкзаки. Шаман рыскает в поисках того, чем бы можно было поддержать необоснованный оптимизм.

Дорога, ручей и брод через него, найдены.

 

Начинаем пешую часть заброски до реки, судя по карте идти примерно 2÷3 км. Собаки сопровождают нас до брода, а дальше не идут. После перехода через ручей становиться понятно почему. Дорога, отмеченная на карте, есть, но это какая то не правильная дорога! Вся в снегу, ноги в который проваливаются по колено и даже выше, под снегом радостно чавкает грязь и плюхает водичка.

  

Идём, проваливаясь, мокнем, ругаем погоду, снег, карельскую весну и фруктовое пюре. В голове мысль: «Сыро, грязно и противно!» (А у кого то была другая мысль – «ХРЕ-НОВА СУМКА!!!») Силы и остатки необоснованного оптимизма потихоньку исчезают у всей команды, за исключением завхоза (она по какой-то не понятной причине довольная, бежит впереди и все время фотографирует).

Через некоторое время решаем разделиться: часть снаряжения и людей остается, другая продолжает заброску до реки. Продолжаем путь, бредём через заваленный снегом и деревьями лес (в лесу жуткий бурелом, будто здесь недавно прошел ураган). По дороге встречаем несколько рыбаков, все довольные и с рыбой. Идут налегке и смотрят на нас с рюкзаками как на сумасшедших, с опаской и сожалением в глазах, читая в наших глазах немой вопрос: «До реки далеко?»

В 15:08 вышли на берег реки Видлица. Одни занялись приготовлением обеда, другие как лоси, бегают по буеракам за оставшимся людьми и снаряжением. А весной то совсем не пахнет, вообще ни, как и ни, чем не пахнет – кругом лёд.

Уровень воды в реке низкий (паводка ещё не было). Вдоль берега лед толщиной от 20 до 100 см., сугробы. Сухих мест пригодных для размещения временного лагеря нет. Ровного участка (кроме льда) тоже. Нет, так нет! Встали прямо на лёд и начали готовить обед для поедания, а байдарки для спуска и сплава.

  

Горелка с готовящимся супом потихоньку уходит в лед. 17:00 Пообедали, быстро работая ложками потому, что суп очень быстро остывает, с такой же скоростью замерзают ноги. Утеплились спасательными жилетами. Вспоминается эпос из ру-нета про замерзающих москвичей. Одно радовало: дождь временно прекратился. Когда именно, никто не заметил, заняты были. Процесс приготовления байдарок затягивался на неопределенный срок: насос «лягушка» замерз и совсем не качает. Байдарки пришлось накачивать, используя мощь своих лёгких (вот где пригодилось ежегодное упражнение на медосмотре под названием: «а ну-ка выдуй — спирометрия!»). Процесс надувания байдарки ртом окрестили – курить байдарку.


Сбегали, посмотрели первый порог (без названия). До него всего 1 км. (Порог: входная шивера 100м (в русле камни), далее остров делящий русло реки на две части: левая захламленная, правая относительно чистая, в ней обливные камни, топляки, не высокие стоячие валы).

В 19:17 опять начался дождь, а мы все еще накачиваем байдарки. Часам к восьми приготовления все же закончены и мы спускаем суда на воду, используя так называемый «тюлений» спуск (скользим по льду и сваливаемся в воду).



  

Проходим поочередно порог. Затем 100-метровую шиверу.

  
 

В 21:15 подходим к первому серьёзному порогу «Кивинпада». Две протоки. Левая: в правой ее части два обливных камня, в левой части и по центру камни, торчащие из воды (по описаниям над ней натянут трос; троса не видим, но это не значит, что его там нет). Правая: в правой части большой обливной камень, в левой части чистый слив, выносящий поток под правый берег на обливной камень с бочкой за ним и «расческой». После соединения потоков следует поворот влево с прижимом вправо, в деревья и камни, и затем чистый поворот вправо. При нашем уровне воды возможность безаварийного прохождения очень сомнительна. Да и темновато уже. Решаем ставить лагерь, а утром разобраться, что к чему.


22:48 Ставим лагерь на высоком холме над порогом (единственное практически сухое место, и относительно ровное, нет ветра, и дрова присутствуют, но чтоб развести костёр пришлось проявить изрядную долю терпения, сноровки и выдержки). Носим вещи, поднимаясь по скользким камням и мокрой земле наверх, заколебались вконец! Гермы, будто живые, издеваются над нами, норовят вывести из равновесия и придавить в грязь лицом. Слышны фразы: «И кто придумал встать на этом холме!», «Не могли пониже стоянки подыскать!», «Какого лешего мы сюда все тащим, завтра опять придется вниз перетаскивать!» Байдарки решаем наверх не тащить. (Слава богу! Шмоток за глаза хватило!) Всё равно кроме нас и зверей здесь никого нет. А кабанам, зайцам, медведям байдарки не нужны (ведь сплавляющиеся в байдарках кабаны и зайцы, такого и в страшном сне водника не привидится).
Замерзшие, усталые, но довольные пройденным днём, сушимся у костра и готовим ужин. Темнеет. В 23:38 ужинаем при тусклых отсветах костра и в начале первого ночи отползаем спать.
0:30 Отбой. Мгновенно засыпаем под шум порога. Сны не снятся. По тенту палатки стучат капли дождя. Температура воздуха +2 градуса. Все мокрые, довольные, спящие.

Итоги дня:
Пройдено 4,4 км (3,1 по суше; 1,3 по реке);
Преодолён 1 порог (нет имени), несколько шивер;
На будущее: необходимо заменить насос «лягушку», на насос другого типа (двухходовой).
Девиз вечера: «Слава тому, кто придумал сухой спирт!», у некоторых «Да пошло оно все к чертям собачьим :)).

День второй (06.05.)

Подъём в районе шести утра (а может и семи). Ночью вокруг палаток кто-то ходил на мягких лапах, трогал спящих за ноги. Утром по следам, оставленным на снегу, определяем, что это были зайцы.

Это какие-то не правильные зайцы. Думать о том, что это мог быть неправильный медведь совсем не хочется. Сквозь еловые стволы и кроны пробивается холодное карельское солнце. Лес сырой, дождя нет. Вокруг полно различной дичи: уток, гусей, зайцев и бобров. Нашли капкан на некрупного хищника, установленный на дереве.


9:30 Погода начинает радовать. Небо ясное, светит солнце. Состояние души перестает быть мерзким. Вновь появляется необоснованный оптимизм, тайно подогретый остатками бальзама. Позавтракали.

Получили выговор от завхоза за плохое обращение с сухим пайком, виновные наказаны нарядом вне очереди и лишены утраченной части пайка. Очень неторопливые сборы приводят к тому, что на воду встаём в двенадцатом часу. Прошли порог, мимо. Днем он кажется не таким неприступным, но все же при такой воде сквозь него не продраться.

 
 

Грустим. Начинаем заниматься санно-байдарочным спортом, а кое-кто изображает пингвинов. Катим байдарки по льду между деревьев вдоль порога, скользим за ними сами. Когда ещё, как не в мае удастся вдоволь покататься по настоящему льду на настоящих байдарках!

Да и снаряжение у нас подходящее каски, перчатки, защита. Загружаем байдарки и снова «тюлений» спуск. Идем, весело размахивая веслами.

 

Характер реки не меняется: ширина метров пятьдесят, низкие замерзшие берега, быстротоки, сменяют участки шивер, где главное - не сесть на камень, которых тут в изобилии. Много утопленных деревьев. Подходим к порогу №3: обливные камни, топляки, не значительное падение реки. После этого порога начинается плёсовый участок реки.

  

13:05 Проходим протоку из озера Пучейла (ПБ). Нас встречает «Вхариус» (сильный встречный ветер), который так и норовит повернуть байдарку поперек курса. Река становиться шире (80÷100м). На плесах во многих местах стоят рыболовные сети и ловушки на водоплавающую живность. Идём, осматриваясь, чтоб самим не попасть и не запутаться в сетях.
14:33 Весело и непринужденно проходим озеро Кинеярви (ЛБ).
14:58 Заброшенный хутор Кужей (ПБ) - проходим мимо так же весело и непринужденно...
Ветер, все время, пытается сбить нас с курса и это единственная сложность дня, которая выматывает нас сильнее, чем заброска, но на фоне вчерашнего - это сущие пустяки. Температура воздуха +8, солнечно, погода и природа радует богатством красок, особенно синего и белого...
15:02 Проходим деревню Рогокоски (ПБ).
В 15:05 встаём на стоянку. Пользуясь тем, что светит солнце и дует ветер сушим намокшие вчера вещи, пытаемся отдохнуть от прошедшего и подготовиться к предстоящему. Стоим на большой открытой поляне, отсутствие поблизости леса, компенсируется наличием больших камней. Они нам служат опорой под жердь для котлов. Дров нет, зато хватает заячьих следов. (Нагадить в таком количестве - это нужно постараться. Видимо это тоже не правильные зайцы.) Приходиться готовить на сухой траве и трухлявых ветках, но зато здесь на поле нет снега и полно сырой земли. Подход к чистой воде затруднен, поэтому набираем воду с запасом. «Легкий» ветерок срывает палатки, палатки ловим и переустанавливаем, пряча за одиноко стоящие деревья. Развлекаемся ловлей клещей. Изучаем следы жизнедеятельности мышей, зайцев и бобров. Вещи сохнут быстро, мы так же быстро мерзнем. Готовиться ужин на медленном огне. Где-то рядом стоит ещё группа туристов? Периодически ветер доносит голоса, смех, возгласы, но разобрать ничего не возможно.
19:00 Ужинаем, шутим, вспоминаем былые заслуги боевых товарищей. Некоторым из них, наверное, очень икалось.
Долгая борьба с изгибами реки и улаживание конфликтов с богами на счет погоды - очень утомили Шамана и он удалился в свой вигвам спать, сразу после ужина. Нужно отдать ему должное. На этот день он нам погоду обеспечил отменную. Зато перед уходом на заслуженный, но не продолжительный отдых, успел «накаркать», что завтра погоды не будет. Остальные расходиться не собирались. Очень многих волновал вопрос: «Почему адмирал не торопиться снимать неопрен? И чем это грозит остальной команде, если все уйдут спать раньше, чем он переоденется?» Лишь убедившись в том, что адмиралу бежать некуда (кругом воды по самые… Ну где-то по пояс), все успокоились. Сидя у затухающего костра, провели сравнительный анализ туристского снаряжения времен начала 90-х и последних лет: современные технологии радуют туриста и поэтому все большее число людей идут в походы. В этой связи вспомнились особо яркие воспоминания юности о походах, туристских слетах и других соревнованиях. Так с рассказами о былом скоротали вечер.
22:00 Отбой. Улеглись. Светло как днем. А спать-то совсем и не хочется. Где-то час еще пытались уснуть, сдерживая себя от смеха. Некоторые ржали как кони и мешали спать другим некоторым.

Итоги дня:
Пройдено 12 км (по воде);
Преодолён 1 порог (нет имени), несколько шивер, куча плесов;
Максимальная скорость: 16 км/ч;
Поймано 2 клеща;
На будущее: никакой тушенки, только домашнее сублимясо;
Девиз вечера: «Вкусный ужин – залог хорошего настроения!».

День третий (07.05.)
06:00 Надо бы посмотреть как там байдарки и костер, но расставаться с теплым спальником так неохота. Тихо. Лишь где-то за поворотом шумит порог. Птички весело поют на все лады. Мысль в голове: «Нас ждет хорошая погода!»
Вдруг сквозь птичьи трели послышался тихий шелест по палатке, но вскоре шелест перешел в барабанную дробь. Посетила мысль: «Надо же, Шаман не обманул!» Теперь вылезать совсем не хочется, но уже придется.
Раннее хмурое утро, накрапывает мелкий дождь, костер потух. Вчерашняя сухая трава, стала мокрой. Под ногами чавкает. После вчерашнего малоходового дня народ просыпается в 7:00 бодрый и отдохнувший, готовый к новым приключениям и подвигам. Готовим завтрак, периодически прячась под одинокими ёлками от усиливающегося дождя. Выясняется, что Шаман сегодня спал головой на камне, а это приведет к ухудшению погоды.
08:30 Завтракаем, с трудом осиливая порцию каши. Завхоз делает пометки в раскладке и ругается по поводу перевода продуктов. Не доевшие кашу, убеждают, что пища не пропадет даром, а поддержит популяции местной живности.

Адмирал оглашает план на сегодня: 8 порогов и N-ое количество шивер. Дружный радостный возглас и все отправляются на сбор лагеря.


10:05 выходим на воду. Через пару минут проходим стоянку пеших туристов (байдарок и катамаранов не наблюдаем). Они стоят в густом ельнике, прячась от дождя, и явно удивленны нашим появлением. Проходим, как обычно, весело размахивая веслами. Экипаж «Викинга» выходит на разведку и зачаливается по правому берегу, около развалин деревни Легмой, для просмотра очередного порога.

Причаливание затруднено зарослями кустарника, подтопленного водой. Поэтому капитан «Викинга» просматривает возможный путь прохождения и по рации сообщает остальным.

10:25 Проходим порог «Шалун».

 

11:15 Пройдя около 3 км, натыкаемся на препятствие, не учтенное лоцией: зимняя тракторная дорога из брёвен, полностью перегораживающая реку. Чалимся к левому берегу, осматриваем. Проход возможен вдоль правого берега: слив с поворотом влево, на выходе прижим к кустам и деревьям, растущим на берегу.

 

Проходим препятствие без приключений.

 

Далее следуют пороги один за другим: «Горликоска», «Гимаскоска»: стоячие валы, русло чистое, главное соблюдать выбранную линию движения и не намотаться на камень. Покачавшись на валах, мы получили массу удовольствия! Эти незабываемые наслаждения: стекающие ледяные «струйки» за пазуху, весла матроса, вращающиеся, но недостающие до воды, слетающая от валов юбка. Вот это то, о чем мы так мечтали дома, сидя у теплой батареи. И - ха! А сквозь шум воды доносятся фразы: «Греби!», «Гребу!», «Табань!», «Вперед смотри!», «Не греби!»
И снова препятствие, не учтенное лоцией, порог-шивера: обливные камни, стоячие валы до одного метра. Куча эмоций, тонны воды которые несут лодку как скорлупку, норовят развернуть лагом, поднять и опрокинуть, постоянно заливая ледяным потоком. Непередаваемые ощущения!

Так незаметно для себя приближаемся к порогу «Синамус». Причаливаем на левый берег для просмотра. Ходили, смотрели (протяженность порога около 0.5 км). Собственно порог: входная шивера, не значительное падение реки, остров делящий реку на две части (левая завалена топляками, деревьями, и вообще не вызывает доверия; правая чистая, только обливные камни), затем поворот направо с прижимом влево и далее прямой участок со стоячими валами, вдоль берегов обливные и просто камни, в центре русла чисто; заканчивается всё это небольшим разливом. Проходим все так же - поочередно, фотографируя друг друга.

В улове сразу за порогом, при смене фотографа, матрос Федя чуть не потерял походный запас «сникерсов» и благополучно утопил электронный термометр и охотничий нож. Нож (Чудом! благодаря ловкости рук) удалось спасти, чего не скажешь про термометр. Он стал жертвой, принесенной в дар реке. Можно считать - прошли удачно! Пробоин и оверкилей не было, а десятки литров, вычерпанной воды – это мелочи водной жизни.

После непродолжительного мерного покачивания, тут же вваливаемся во вторую часть порога, которая менее протяженная, но довольно-таки мощная и более крутая (поворот вправо, падение реки, в русле стоячие валы, потом еще поворот вправо и на выходе подтопленные деревья, камни, мусор нанесенный рекой).

 

Где-то здесь же находиться протока из озера Синамус. Порожистый участок сменился плесами.

Выгребая против ветра, добираемся до деревни Большие Горы. Деревня к берегу не подходит, видны лишь дома на правом берегу. Проходим под ЛЭП. Высаживаемся у моста на левом берегу.


Отправляем Шамана в магазин (за мороженым, хлебом и карельским оптимизмом), остальные осматривают мост.

 

Он частично разрушен, все проходы между опорами забиты плавником, мусором. Только у правого берега первый и третий пролеты моста более-менее чистые. Но в первом пролете на выходе бетонная плита с торчащей арматурой, которая легко проткнет не то, что байдарку, слона, а в третьем подтопленная берёза, и застрявшее в опоре бревно, от которого ещё нужно отрулить. Линия движения выбрана, ждем гонца из магазина. Сильный ветер пытается выдуть последние остатки тепла из наших мокрых тел. Некоторые пытаются слиться с природой, поэтому ближайшая ель становиться родной.


Оставшиеся около моста, медленно, но верно замерзают и приобретают пятнисто-синенький оттенок. Гонец долго не возвращается. Поэтому идём в лес, разводим костёр и греемся, пока ходок ищет магазин.


Вернулся гонец ни с чем, магазин не найден, местное население тоже не обнаружено. Согревшись и перекусив, проходим под мостом. Кто-то рулит вёслами, кто-то отталкивается от бревен руками. Сразу же за мостом водомерный пост, через реку натянут трос. Увидели вовремя, пригибаемся, проходим не задев.


Снова пороги (стоячие валы), шиверы, рыболовные сети. Проходим порог «Хаммаскоски» («Зуб-порог») падение реки на входе, в центре потока большой камень, торчащий из воды, перед ним стоячая волна и камень особо с воды не виден. Проходим справа от него, на выходе в русле - камни. Проходим еще несколько неучтенных каменистых шивер и порогов и достигаем места, запланированного под ночёвку.

 

Время еще только третий час, решаем идти дальше, чтоб на завтра остался запас по времени. Пройденные места настораживают, хороших мест под стоянки встречаются всё меньше (вернее их совсем нет!). Пройдя ещё пять километров и, найдя подходящее место (так себе, но, за неимением другого, сойдёт и это) встаём на ночёвку. Дальше уже «населёнка», болотистые участки, и неизвестно, будет ли место, где можно будет встать. На выбранной стоянке обнаруживаем оборудованное кострище, небольшой запас дров, столик (вкопанный в землю) и даже прогоревший мангал. Здесь же обнаруживаем проселочную дорогу, вероятно, эта стоянка, часто посещаемая в летнее время, но пока она непроходима. Все заняты делом: исследованием мест под палатки, поиском сухих дров, изучением звериных троп и обустройством кострища.

В этот раз Шаман со всей тщательностью подошел к выбору места для сна, ведь от этого зависит какая погода будет ждать нас завтра, поэтому адмирал полностью ему доверился.

Когда лагерь, наконец-то, принял законченный вид, все активно приступили к приготовлению ужина.

Дрова разгораться не желали, зато отлично дымили. Не знаю, что так развеселило всех: то ли дым от костра, то ли съеденное прожаренное сало… Но народ понесло! Того, кому приходилось работать поддувалом – стали ласково величать Пыхнепухом. А к этому званию прилагалось замечательное выражение: «Виннипых, чих-пых, Пыхтачек! Угли – попухли!» Пока наша гречка варилась на самом медленном огне, мы с большим удовольствием уплетали сухари с огуречным и чесночным соусом. Когда маленький котелок наконец-то вскипел, решено было пить чай, не дожидаясь каши. Получив порцию хлеба и чая, народ потянуло на приключения! Шаман пошел пугать снасти, остальная часть пыталась «раскурить» насос-лягушку и назвали сие действие: «Поцелуй в сопло» После получасовых попыток приманить рыбу, Шаман изрек ключевую фразу: «Сети вдоль берегов есть, снасти у меня отличные есть – а рыбы здесь нет! Потому что холодно! Щука — выходи!». Дальше от матерого рыбака звучали идиоматические выражения на голову адмирала, рыбы и чего-то еще.

 

Обследовали стоянку бобров, нашли кучу изумительно обработанных бревен, хоть дом строй. Жаль лодочка маловата!

  

18:30 Мы все же отведали долгожданной каши. После сытного ужина, в голову приходят ценные умозаключения. В процессе сушки обуви родились приметы:
Кеды парят – к ясной погоде;
Дым от кед стелется – к ненастью;
Черный дым – сгорели кеды!
В десяти минутах ходьбы от нашей стоянки порог «Питкоски». Адмирал по звериным тропам сбегал, осмотрел его (он как «Синамус», только без второй части) наметил место съёмки, тактику прохождения.
К вечеру похолодало. Солнце светило, но не грело! В 22:00 традиционно — отбой. После отбоя, перед тем как уснуть, некоторые традиционно ржали как кони. Причиной смеха был вопрос: «А можно ли резиновую женщину использовать как матрас? Если ее выпуклостями забить впуклости в земле, то должно быть будет удобно….»
22:00 Отбой.

Итоги дня:
Пройдено 24,2 км;
Преодолено 8 порогов: («Шалун», «Горликоска», «Гимаскоска», «Синамус», «Хаммаскоски» и 3 без имени), множество шивер, 1 деревянный мост;
Максимальная скорость в порогах 20,9 км/ч;
На будущее (от завхоза): ни за что, никогда не поддаваться на мольбы и уговоры по поводу увеличения продуктовой раскладки. Стоять твердо на своем. Завхоз — всегда прав! А если он не прав, то вашей фигуре (телу) это только на пользу!
Девиз вечера: «Не в рыбе счастье, а в ее наличие!»

Четвёртый день, выброска, антистапель (08.05.)
Накануне вечером было принято решение встать пораньше, пройти оставшиеся километры до поселка Видлица, отдохнуть и подсохнуть на песчаных пляжах озера Ладоги, а после отправиться восвояси — домой в город Удомля.
Но все спали до 7 утра, пораньше вставать никто не пожелал. И поэтому на воду в этот день вышли без завтрака - голодные, но добрые. Особо нуждающиеся позавтракали вкуснейшей гречкой с мясом, оставшейся с вечера.

В 9:00 начали проходить порог «Питкоски». Фотограф занял точку «обстрела» и …


09:50 порог успешно пройден, у матроса одного из экипажей, сорвало юбку, в байдарку налило воды литров 20÷30, в общем, воды до самой…и даже больше, полдня потом на ходу клизмой отсасывать пришлось.

  

Опять пороги (стоячие валы), обалдевая от собственной наглости, идём без просмотра, камни набросаны хаотично, но линия движения определяется с воды. Греби, рули, наслаждайся видами. Река в очередной раз поменяла облик, теперь это узкая лесная речка (30÷40 метров в ширину), текущая среди высоких берегов сосново-елового леса. Скорость возросла до 9÷10 км/час, в быстринах до 15÷16 км/час. Решено все остальные пороги не фотографировать и проходить без предварительного осмотра.

Начался порожисто - шиверовый 2 км участок. Серьёзным препятствием на этом участке требующим напряжения мозга и мышц, стал мост с падением реки под оным, за которым поваленное в воду дерево, перегораживало 2/3 русла. Но и это препятствие благополучно пройдено. За мостом еще 1.5 км шивер, сменяющихся разливами реки, когда не понятно куда идти. Пропетляв в разливах, выходим к деревне Верхняя Видлица (дома на правом берегу).

 

Лес незаметно отступает от реки, освобождая место полям. Далее из препятствий шиверовый участок до деревни Видлица, где река сливается по каменистым грядам, многие камни залиты водой, иногда встречаются отдельные обливные камни, небольшие островки с зависшими на них брёвнами и залитые низменности. Периодически река увеличивает наклон, при этом образуются стоячие валы высотой до одного метра.


Проходя через деревни Верхняя Видлица, Гавриловка вызываем у местного населения ажиотаж. Многие люди выходят из домов посмотреть на нас. И тут, и там слышатся фразы: «Байдарочники идут», «Смотри байдарочники». Из чего мы делаем вывод, что в этом году мы первые туристы в этих местах. Появилась первые байдарочные приметы: «Если байдарочник видит своё весло, значит, наступила весна», «Если по реке сплавляются туристы-водники, то через неделю сойдёт снег и наступит весна».
В поселке Видлица последнее интересное препятствие: под навесным пешеходным мостом (перед ним остатки опор старого деревянного моста) прямо в центре русла обливной камень, на который происходит навал потока. Вход под мост по центру, так как справа и слева подтопленные кусты, приплывшие и зависшие бревна, поэтому заход точно на камень. От матросов требуется интенсивная гребля поперек потока (так называемый траверс), а от капитанов грамотное и чёткое подруливание, чтобы избежать навала на камень. Волна от камня достигает высоты один метр.

Оставшиеся метры до устья реки проходим в окружении малого рыболовецкого озёрного флота Ладоги. Изображаем из себя японских туристов – фотографируемся на фоне каждой ржавой посудины.

 

Входим в Ладожское озеро, чувство, такое как будто ты находишься где-то в Арктике: ярко светит солнце, отражаясь от снежно-белого льда, кругом плавучие льдины. Не хватает только дрейфующих на льдинах полярников в обнимку с белыми медведями. Аккуратно выбираем маршрут через льды к берегу. (Ага, как же. Просто кто-то крикнул – «Достали уже! Гребите к берегу!»)


На часах начало второго. Чалимся.

  

Устраиваем новогоднюю сосну (она же елка) водника. Наряжаем сосну, точнее все сосны, до которых добрались. Вместо украшений на них различное водное снаряжение, развешанное для просушки.

  

Сохнем, готовим обед. Что удивительно, за час нашей сушки мы стали свидетелями ледохода. Большая часть дрейфующего льда, благодаря рыбацким судам, прибилась к берегу, вылезая прямо на песок с треском. Мало того, что мы не смогли пройти за мыс (как планировали) из-за льда, так и на этот песчаный берег у самых домов мы пробрались с трудом, выбирая путь среди каменных отмелей и льдов. Думаю, не трудно будет представить, что было бы, если бы мы вчера встали на стоянку как планировали, а пришли к Ладоге позже, чем сегодня. Вывод напрашивается сам собой: антистапель пришлось бы производить где-то в районе пирса, а потом заниматься длительным перетаскиванием вещей. Да нам сегодня все благоприятствует! Ай да Шаман, ай да — ну вы сами знаете как дальше!


Посылаем гонцов на вокзал узнать, когда отправляется поезд до Лодейного Поля, а заодно и в магазин за продуктами и местными карельскими напитками. До вокзала одиннадцать минут ходьбы, до магазина семь. Время отправления поезда 18:52, в магазине местного напитка нет, покупаем не местный напиток, довольствуясь тем, что есть. За это гонцы выслушивают ряд нареканий от Шамана, что де он великий и ужасный пёрся черт знает куда, испытывал невероятные муки и лишения, ради того, чтобы пить жидкость, изготовленную и разлитую под Москвой.
Обедаем, делим оставшийся провиант на всех. Разбираем ёлку-водника, праздник окончен, как и наше путешествие, собираемся. Торжественно и с подобающими почестями сжигаем адмиральские и матросские кеды (они хорошо послужили им в этом, и не только, в этом походе). Прощаемся с прекрасной Ладогой (вот бы приехать сюда летом, позагорать на песчаном пляже окруженном соснами, поплавать в чистой синей воде и погреться на солнышке — но это только мечты). 17:10 Облачаемся в рюкзаки и бодренько с довольными лицами тёртых морских волков отправляемся на вокзал. Чувства переполняют, вид таких мачо (и другие интерпретации: Ведломачо, Лохмачо, Ладожмачо) идущих весело по дороге с небольшой (раза в два больше себя) поклажей вызывает не меньший интерес у жителей ближайших домов, чем, если бы мимо проехал президентский кортеж. Прошли как на параде.

На вокзале билеты не продают, покупку будем осуществлять прямо в поезде. Ожидание скрашиваем воспоминаниями и шутками из студенческих времен, время со смехом прошло незаметно.


18:50 Подошел поезд: один вагон и локомотив (знакомая картина). В вагоне еще одна компания «рюкзаков»: откуда они идут не ясно, но куда понятно - в Питер. Едем два часа, наслаждаемся теплом, сухостью, минимальным комфортом и неместными напитками.

В 21:20 прибываем на станцию Лодейное Поле, перевалочную базу многих туристов-водников, возвращающихся из майских походов по карельским рекам.


Как и ожидалось, в Лодейке, на вокзале 3÷4 группы водных туристов, ещё одна группа не понятных туристов, декоративные рюкзачки (литров на 15÷20), чистая городская одежда, одно профессиональное каякерное весло на всю толпу. Сгружаем рюкзаки в кучу и занимаемся изучением здания вокзала. Шаман остается караулить рюкзаки и дремать одновременно. Остальные, выпив по кружечке кофейку, занялись праздношатанием и городоизучением. Наш поезд отправляется в 23:59 и поэтому пока есть время, изучив схематическую карту города, решаем пойти побродить по вечернему городу в поисках местных достопримечательностей и приключений на свои за-мечтательные головы.


С первой попытки местную достопримечательность «Памятник «Якорь» найти не удаётся, наверное, сдали на цветмет, подумали мы. Зато найдены: аналог местного бродвея с гуляющей молодёжью, клумба с грудой камней в центре вместо цветов и стоящими вокруг лавочками.

Вторая попытка более результативна: памятник «Якорь», который расположен на набережной реки Свирь найден и запечатлён на «плёнке».


Для справки: Памятник «Якорь» посвящен спуску Петром Первым первенца Балтийского флота, фрегата штандарт.
23:40 Время почти полночь, прибыл наш поезд. Облачившись в рюкзаки и выйдя на перрон, нас разбирает гомерических хохот, это, наверное, нервное. Смех вышибает слезу, на нас уже косятся работники местной полиции. Пытаемся взять себя в руки, но выходящие из здания вокзала группы туристов вызывают повторный шквал эмоций. Собрав всю волю и эмоции в рюкзаки, загружаемся в поезд тихо без лишнего шума. В вагоне множество «рюкзаков». Это группы катамаранеров идущие с Шуи, Тулемы, Уксы. Поговорили про походы (поделились впечатлениями, у них в отличие от нас воды много, пороги залиты и для них прохождение было не очень интересно). Долго пытаемся получить постельное белье у проводника, он, почему-то, несколько раз переспросил: точно ли мы будем брать белье? После третьего утвердительного ответа все же выдал комплекты. Ложимся спать, засыпаем почти мгновенно.

Итоги дня:
Пройдено: 26 км;
Преодолено: сколько – то порогов, шивер, мостов;
Максимальная скорость в порогах 20,9 км/час;
На будущее: а может приехать на Ладогу летом?
Девиз дня: «Хочешь праздника — устрой его себе сам!»

Пятый день (09.05.) дорога домой.
6:03 Прибыли на станцию Бологое. Утро встречало нас свежестью и облачностью. Буфета на вокзале нет, а кушать хочется. Оставляем часть команды на вокзале и отправляемся в город на поиски питьевого йогурта, чтобы позавтракать. Пробежавшись по ближайшим магазинам, выяснили, что большинство из них начинают рабочий день в 8÷10 часов, а ближайший круглосуточный магазин только на привокзальной площади. Йогуртом позавтракать не удалось, из-за отсутствия такового, завтрак переносится на обед. Поэтому в местный подкидыш грузимся голодными. 8:13 в вагоне нас встречает проводница с синими от холода коленками. Ужасно ледяной вагон! Сильно жалеем, что пенки и самые теплые вещи убраны глубоко в рюкзак. Едем, мерзнем (а совсем недавно грелись на севере в лучах солнышка)! Такое ощущение, что пока мы отсутствовали в родных краях, здесь прошел ледниковый период, и мы теперь на себе ощущаем его последствия. Пытаемся спать, насколько это возможно, чтобы скоротать время в дороге.

Наконец-то, в начале одиннадцатого, прибываем в Удомлю. Погода пасмурная, накрапывает мелкий дождик. Делаем заключительное фото на фоне вокзала и быстрее домой греться, мыться, сушиться, стираться и спать.


Вот и конец очередного путешествия!

Итоги дня:
Пройдено: 3 вокзала;
На будущее: теплые вещи и пенку не стоит убирать слишком далеко, т.к. не всегда ожидаемое становиться явным.
Девиз дня: «Холод нас не испугает — он нас только закаляет! А тепло родного дома — позволяет отдохнуть и рюкзак перетряхнуть!».

Итог:
Общий километраж: 69,3 км;
Ходовое время: 12:10 часов;
Время остановок: 9:05 часа;
Средняя скорость в пути: 5,7 км/час;
Максимальная скорость: 20,9 км/час;
Пройдено: река, озера, пороги, шиверы, вокзалы.
Категория: Водный туризм | Добавил: Shaggy (30.08.2012) | Автор: Е. Крайденко, Ф. Калинчук
Просмотров: 1619 | Комментарии: 1 | Теги: р. Видлица | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ВС  
0
Водники шли без огненной воды?
зачем же терпеть такие огромные лишения и моральные страдания \-)
интересный отчет, молоцы аффтары!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Последнее на форуме