туризм г. Удомля
Здравствуй, Странник

pihz(36) !Сердечно поздравляем Вас с днем рождения!
Меню сайта

Главная » Статьи » Горный туризм

Пешеходный поход по Краснодарскому краю

Руководитель: Федоров Евгений.

Группа: Гавриш Вера; Сапуненко Владимир; Пищугин Дмитрий; Ерёменко Эдуард; Игнатьев Владимир; Королёва Людмила; Астафьева Елена.

30 апреля

Закончился рабочий день. Впереди майские праздники и отгулы - итого 10 дней, достаточно для большого похода. Последние сборы в дорогу, уложен походный рюкзак.

Вечером произошел символический старт похода. До самого похода ещё 40 часов пути на машинах, поезде и автобусе.

2 мая, день первый.

Краснодар! На вокзале по прибытии поезда мы официально начинаем свой поход. Звоним в МЧС и регистрируем свой выход на маршрут.

В Удомле только-только сошёл снег и набухают почки, а в Краснодаре уже окучивают картошку. Одуванчики здесь стоят уже белые, а у нас и желтых еще нет. На привокзальной площади весело цветут каштаны.

Краснодар

Заранее заказанная маршрутка ждала нас у вокзала. На выезде из Краснодара гор не видно, но постепенно они начинают вырисовываться из дымки.

Станица Убинская, вершины гор уже рядом. Впереди (на горизонте) хребет Мачмалов.

Убинская

На выходе из станицы стоит колоритный дом отдыха (фото 3, 4). Выглядит новеньким, но панно явно советского периода - загадка.

Дом отдыха

Грунтовая дорога вела нас то вверх, то вниз вдоль реки Убин. Первое ущелье произвело сильное впечатление. Почти вертикальный обрыв вниз, прямо у края проезжей дороги (примерно 20-30 метров). Подходить к краю не то чтобы опасно, но и страшно.

Обрыв

Снова спустившись к реке, решили пообедать. Не тут-то было - вся долина усеяна отдыхающими! Нам не до церемоний и, найдя свободный пятачок между отдыхающими, мы устраиваемся на обед. Очень красивое местечко ! На другом берегу реки возвышается Мачмалов хребет.

Обед

Дорога плавно идёт вверх, пару раз пересекая речку Убин. В седьмом часу вечера мы наткнулись на живописное, и главное - свободное место в щели Убиньсу. Решили обосновать лагерь и ночевать.

Дорога

Место выбрали просто загляденье! Напротив, на другом берегу, отвесная скала (высота 15-20 м), внизу слияние горных речек. Вода чистейшая, журчащая, бегущая. Быстро разложились. Костер и палатки уже стоят, ужин готовится. После ужина к нам на огонёк заглянула большая жаба. От привлеченного к ней внимания она засмущалась и ушла.

Лагерь

3 мая, день второй

Утро, накрапывает дождик, развешенное бельё не высохло. Собираемся как есть и выходим в путь.

Почти сразу по левую сторону дороги наткнулись на обелиск, установленный в память партизанскому отряду, обосновавшему в этих местах свою базу в 1942 г.

По дороге встретили туристов с собачкой, даму без собачки. Дошли до развилки: лесовозная дорога прямо, наша тропинка немного правее. На развилке устроили небольшой привал. Появилась разрозненная группа туристов-любителей: они искали туристов с собачкой и даму без собачки - вот что значит неорганизованная группа! Капельку отдохнув, двинулись дальше.

Развилка

Впереди нас ждал очень крутой подъем на Главный Кавказский хребет. Так как мы были с тяжелыми полными рюкзаками (у меня примерно 25 кг), он дался нам очень не легко. Казалось, что он никогда не закончится. Сердце было готово выскочить из груди от перегрузки. На любой более-менее ровной площадке неоднократно делали мини-привалы. Медленно, но верно мы поднялись наверх!

Подъём

Преодолев Главный Кавказский хребет и спустившись вниз, мы оказались на Красной речке у первого на нашем пути водопада. Водопад высотой метров семь находился на ручье, впадающем в Красную речку. На утёсе между ручьём и Красной речкой обнаружили памятный знак воинам Великой отечественной войны. Сфотографировались, перекусили и пошли дальше.

Водопад

Дорога вела нас вдоль Красной речки то вверх, то вниз (но больше вверх). Где-то на берегу речки сделали привал и сняли фото с видом на преодолённый утром хребет.

Дорога

На горизонте замаячила наша следующая цель - гора Папай. Но тут появилась проблема: старые дороги, нанесённые на карту, заросли и оказались плохо проходимы, а новые дороги, пробитые джиперами, увели нас в сторону от намеченной прямой. Во многих местах джиперы разбили дорогу в грязь - ни проехать, ни пройти. Пропетляв по старым и новым дорогам, вышли к запланированному месту стоянки южнее горы Папай.

С трудом подобрали место для лагеря. Вид не очень, но рядом ручей, заброшенное кострище - кто-то когда-то здесь уже стоял. Быстро развернулись, приготовили ужин. У ручья видели следы кабанов, к счастью, что не их самих.

4 мая, день третий

Встали рано утром. Гора Папай в свете утреннего розового Солнца выглядела очень романтично. Быстро поели, по планам до обеда у нас радиалка - подъемом на гору Папай. В лагере остались три человека (Эдик и Людмила с Владимиром).

Подъём

Несмотря на спешку с завтраком, из лагеря вышли только в 8-00. Дорога к подъему на гору начиналась, как ни удивительно, в противоположном направлении от самой горы. Было странно: подниматься на гору, уходя от нее. Без рюкзаков, солнышко освещает вершины деревьев, настроение классное, сил и желания идти вперед хоть отбавляй. Немного пройдя на юг по новой дороге, нашли заброшенную дорогу на север, к горе, и начался подъем. По компасу и карте пошли прямо на вершину (дома, рассматривая фото горы крупным планом на мониторе, понимаешь абсурдность нашего первоначального направления). Карабкались по крутой каменистой осыпи, хватаясь за деревья, рискуя скатиться вниз. Попадались камни, которые уходили из-под ног, срывались вниз, создавая мини-камнепады. В конце такого подъёма мы упёрлись в вертикальную стену, высотой 10-15 метров. До начала подъёма, снизу сквозь лес мы её не видели. В скале были многочисленные расщелины, но без альпинистской подготовки мы не решились по ним лезть, стену решили обойти. Обход с востока отпал - буквально в двух шагах осыпь переходила в отвесный склон.

Спустившись ниже, где осыпь переходит в землю, двинулись на запад. Вскоре мы нашли хребет и на нем узкую тропу, ведущую к вершине. С правой (восточной) стороны вертикальный обрыв - стена, вдоль которой мы шли внизу. С левой (западной) стороны - очень крутой склон. Открылся вид, от которого замирало сердце. Отдых устраивали часто, на более-менее ровных площадках, заодно снимали великолепные виды и пытались рассмотреть лагерь внизу (место лагеря определялось легко по пересечению дороги и ручья, но собственно лагерь не разглядеть даже на фотографиях). Чем выше, тем деревьев все меньше, а подъём все круче. Постепенно становилось жутковато от осознания того, что риск сорваться возрастал с каждым шагом. Хорошо хоть с погодой повезло - легкая облачность и очень слабый ветер, почти штиль. Обрыв справа перешел в склон, такой же крутой, как и слева (до леса вниз метров 100, до подножья метров 400 - лететь и лететь), сам хребет оставался достаточно широким (3-5 метров). Последние метров пятьдесят подъём был практически по голой скале . Только редкая травка и редкие маленькие чахлые кустики пробиваются из камня. Женя пошел на разведку, т.к. впереди был ещё более крутой подъём, и совсем не видно, что там нас ждёт за перегибом. После того, как получили от него добро идти вперед, поднялись за перегиб и оказались на вершине горы Папай.

Папай

Нам открылся умопомрачительный вид. Все соседние горы как на ладони. Далеко вперед на север уходило плато с безопасной тропой, где шли туристы (в том числе подростки) - кто спускался, кто поднимался. С вершины наша тропа казалась просто не существующей - близко к краю подходить страшно, а за перегибом её не видно. Полное впечатление, что мы вылезли из пропасти! Дети из подошедшей группы, когда мы им показали, откуда мы залезли, вытаращили глаза и стали дружно щёлкать нас на фотики.

Посоветовавшись с проводником подошедшей группы, решили спускаться там же, где и поднимались (напрямик до лагеря чуть больше километра - жаль, что мы не птицы!). Всего несколько шагов вниз, и вершину с детской группой уже не видно. От перенапряжения разболелись колени, и спуск к лагерю получился ненамного короче (по времени), чем подъем. В лагерь вернулись довольные, но усталые. Поход на Папай занял у нас 7 часов вместо запланированных трёх-четырёх.

В лагере нас ждал обед. После обеда быстро собрались - и снова в путь. Несмотря на усталость и ноющие колени, мы снова шли вперед. По дороге нам встречались старые переправы через реку Пшада. Иногда размытые, чаще заброшенные, все сложенные из камня с деревянным настилом. Интересно - сколько им лет? Впечатление, что остовы с царских времён.

К семи вечера мы добрались до приюта Данилевича. Жильё, которое нам предложили, было непрезентабельным, удобств минимум, но зато крыша над головой. Приготовили ужин, всем сразу стало весело, несмотря на дикую боль в мышцах. Потом нас ждала баня с парилкой, душем, а во дворе - бассейн с ключевой водой. Света уже не было. Взяли свои фонарики и "луну", которую прикрепили снаружи, перед окном. Когда уходили из парилки, оказалось, что фонарик Эдика расплавился напрочь.

Приют

5 мая, день четвертый

После завтрака пошли к урочищу "Монастыри", где нам обещали прекрасный водопад и каменные стены. Это было наше первое передвижение по ущелью. Мельничная щель: справа и слева почти отвесные стены гор, дорога многократно пересекает речку, практически идёт по его руслу.

Щель

Перед первым водопадом тропа резко уходит вверх - лезем на склон ущелья. Водопад виден плохо - надо подходить к самому краю обрыва, а земля мокрая - моросит дождик. Второй водопад, не в пример первому, весь как на ладони. К нему легко подойти и заснять со всех сторон. Поток воды, по сравнению с водопадом на Красной речке, на порядок мощнее. Каменная часть водопада выглядит, как размытая плотина - только кто же сложил эту гигантскую плотину поперёк всего ущелья? Ещё одно чудо природы.

Водопад

И имя этому чуду - скальное урочище "Монастыри". Скалы поразили своим видом и красотой. Тропа вела плавно вверх вдоль этого невообразимого нагромождения. В одном месте камни сложились в причудливое окошко - как в него не заглянуть! Сквозь "окошко" в скале открывается фантастический вид на долину сверху (с той стороны гряды оказался обрыв!). Сделали снимки на память, но, к сожалению, они не смогли передать и части увиденной нами красоты. В конце урочища нагромождение камней превратилось в полноценную скалу.

После урочища мы пошли вперед в Яблоневую щель.

Дождик то усиливался, то стихал. Опять развилка: направо - заброшенная дорога, указанная на карте, налево - хорошо натоптанная тропа. Решил идти по тропе. Постепенно тропа стала всё больше забирать влево, а ответвления вправо вниз в Яблоневую щель всё не было. Впереди сквозь лес стала вырисовываться вершина - явно гора Тхаб, и нахоженная тропа, без сомнения, вела на неё. Вернулись обратно к развилке (впоследствии жалел - можно было попутно покорить и эту, самую высокую гору в округе).

Старые дороги стали часто раздваиваться. Где-то неверно свернули. Результат - вышли к речке ниже по течению, чем планировали. Все устали и решили не искать красот Яблоневой щели выше по реке - с красотами Мельничной щели и урочища Монастыри вряд ли они смогут сравниться!

При переправе через р.Папай половина группы промочила обувь. Далее шла знакомая дорога к приюту Данилевича. Дождик стих, но дорога размокла. Грязь налипала на обувь.

Усталые и опустошенные мы пришли в лагерь. Выйти из этого состояния помогло только чувство юмора. Нас посетил местный абориген, забавный старичок. Он устроил бесподобную фотосессию Лене с индейским костюмом у вигвама.

Приют

6 мая, день пятый

Подъем, завтрак и сборы. Женя сразу предупредил, что впереди будет очень много переправ через реку. Мы даже не подозревали, как их много! До последнего момента была надежда, что вот эта переправа последняя, но они появлялись снова и снова. Первую и вторую переправу кто-то преодолел разувшись, некоторые перепрыгивали по камням, Женя сразу стал переходить вброд в обуви. Дальше все последовали его примеру. Всего за день пересекли речки вброд раз пятьдесят, не считая частого движения прямо по руслу.

Дорога

Все промокли, нервы стали сдавать, усталость наваливалась. Красоты ущелий в этот день нас мало волновали. Лишь немного задержались у ручья, текущего почти вертикально (почти водопад) с высоты 15-20 метров. А также на небольшом перевале в ущелье между скалами Скаженная и Церковная мы решили остановиться, чтобы сделать памятную фотографию (фото 39 - впереди на общем фото обрыв 40 м, за спиной обрыв 110 м).

Пообедали почти на ходу на берегу Пшады у причудливого дерева. Замерзшие, промокшие и усталые, встретили рыбака с собакой. Оказался очень приятный человек. Он подтвердил наши опасения, что намеченное место для ночёвки на пастбище Облего маловодно, и, не зная местности, воду мы не найдём. Он пригласил нас переночевать в щели Кочкареева около его домика.

Разбили лагерь около его дома на поляне, откуда открылся прекрасный вид на горы. Чуть ниже лагеря протекал полноводный ручей Казённая Кочкара.

Кочкара

7 мая, день шестой

Перейдя ручей Казённая Кочкара, мы начали подъём в гору. Первая остановка на поляне Бутыльчанка. Поначалу мы приняли ее за пастбище Облего, а виднеющуюся впереди гору Подкова - за гору Облего, но быстро разобрались.

И снова дорога в гору и в гору. Подъём бы, вроде, не особенно крутой, но спусков нет - передохнуть негде, да и рюкзаки за плечами. Следующая большая остановка на пастбище Облего. Владимир Игнатьев решил остаться в лагере сторожить рюкзаки, остальные пошли дальше в гору.

В отличие от Папая, этот подъем был просто прогулкой. По мере нашего продвижения к вершине ветер начал усиливаться и нагонять облака. Ближе к вершине нам открылся вид долины, река среди леса, освещенная солнцем, переходящая в поселок Пшада. А с другой стороны - щель Кочкареева с живописными видами осыпей (одна из них была похожа на лося). Вдоль дороги то там, то тут попадались запчасти от машин, в основном от "Нивы" (тахометр, переднее сиденье, крышка коробки передач, кардан и др.)

Вот и вершина. Вся вышка в перевязанных ленточках. Оставили свою записку и сняли фото на память. И тут вершину окончательно поглотило облако, стало сыро, зябко. Видимость - не более 50 метров. Довольные очередным покорением вершины, мы пошли вниз, где нас ждал Владимир у костра. На спуске встретили двух туристов (похоже, семейная пара), они держали путь к Облего. Пообедали и продолжили путь вниз по каменистой дороге. Ближе к долине засветило солнышко, пригрело. Склоны по бокам от дороги заросли плющом и каким-то вьюном (с колючками, как у розы, и листьями, похожими на малину - южная ежевика). Вид, как в джунглях.

Облего
И вот мы снова на берегу реки Пшада. Она теперь большая, широкая, хорошо хоть не надо её форсировать вброд. А где-то рядом должны быть Дольмены. Их мы нашли с помощью туристов, которые к тому времени уже вернулись с Облего и догнали нас в долине. В 16-00 мы увидели первый Дольмен. Полноценный каменный домик: четыре стены, крыша, вход (лаз), крыльцо. И всё это из многотонных глыб, достаточно хорошо обработанных и подогнанных друг к другу. Каменный век. Вроде бы. А попробуй сейчас повторить такое!

Чтобы не форсировать реку вброд, пошли вдоль леса по тропе. И там нам попалась целая деревня Дольменов. Выбрав домик поцелее, сделали коллективное фото . И тут мы обратили внимание, что у всех Дольменов в деревне лаз строго на запад. А куда смотрели "двери" предыдущих Дольменов? Эх, не обратили внимания, не запомнили! А вдруг в этом есть смысл?

Вечером, уставшие, мы пришли в поселок Пшада. Поход завершен, план похода, в общем и целом, выполнен в срок!

Дольмены
Пшада

На автовокзале сели на автобус до Крыницы. В автобусе пообщались с местным населением. Нам посоветовали, где лучше разбить лагерь.

Вот и море!!! Немного штормит, не жарко, галька, но это не имеет никакого значения. - Море! Разбили лагерь прямо на пляже, приготовили ужин. Полюбовались закатом и местными видами.

Криница

8 мая, день седьмой (запасной-выходной)...

Утром нас попросили переехать - эта часть пляжа дома отдыха, а муниципальный пляж дальше. Двое (Женя и Дима) пошли в разведку на муниципальный пляж (за реку). Через некоторое время закрапал дождик, ветер усилился, море позеленело, волны становились все больше. Оставшиеся в лагере расползлись по палаткам.

Женя "прилетел" из-за речки (опять пришлось вброд пересекать Пшаду!) и начались сборы лагеря, т.к. надвигался шквал. Но было поздно. Прогремел гром, подул ветер. Большую палатку снесло, дуги погнуло, и все насквозь промокло.

На веранде кемпинга переждали дождь, пока начальник искал по побережью нам приют. Так ничего и не нашел - не сезон. Пришлось сделать прощальный снимок у неласкового моря и начать путь домой.

Категория: Горный туризм | Добавил: Shaggy (10.05.2009) | Автор: Д. Пищугин
Просмотров: 2455 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.