туризм г. Удомля

О погоде

Напиши нам

Главная » Статьи » Горный туризм

Отчёт о горном походе по Кавказу (30.04.09-10.05.09)
30.04.09
Время полпервого ночи. Погода уговаривает остаться. Лень предлагает завалиться на диван и проспать весь отпуск, а что-то еще, неподдающееся описанию, нашептывает страшным голосом... Впрочем, дабы избежать возможного недопонимания и излишнего интереса к нам работников ЛПФО, опустим лирическое описание всей противоречивости наших чувств и перейдем к главному. Уже традиционно майские праздники Вездеходовцы отмечают за пределами Удомли, в различных уголках России. При всем разнообразии вариантов восемь туристов, объединившись в группу, остановили свой выбор на Кавказе. Добираться до места решили на машинах, так и дешевле и удобнее. Маршрут похода Теберда - Архыз. Пролетели два месяца подготовки и сборов и вот долгожданное 30 апреля, время полпервого ночи, мы стартуем из Удомли в направлении... Ну, в направлении Волочка, конечно же. Как иначе? Путешествие на машинах, а на машинах именно путешествие, не сравнить с перемещением на поезде. В машине, конечно же, гораздо ярче ощущаешь дорогу. Все меняется прямо у тебя на глазах и постоянно что-то происходит.

01.05.09
22:30 Добрались. Своими огнями нас встречает красавец Черкесск. Город, однако, поразивший нас не столько своей красотой, сколько правилами дорожного движения, имеющими в некоторых моментах, как нам показалось, принципиальное отличие от наших. Например, вы (в качестве водителя) можете хоть полчаса простоять перед пешеходным переходом, исчерпать все свои запасы мимики и жестикуляции, пытаясь как-то объяснить упрямому пешеходу, что пропускаете его. Однако тот, либо ошарашенный увиденным, либо заподозрив, какой-то подвох с вашей стороны, ни на сантиметр не сдвинется с места, чтобы пропустить вас. Зато недолгое время, что мы были в городе, нам встретилось столько бесшабашных водил, сколько не видели мы, проехав 2000 км сюда. В Черкесске останавливаемся на базе спасателей МЧС России. Ставим палатки, ужинаем и ложимся спать.

02.05.09
6:00 Просыпаемся. Кто-то встает весело и бодро, кто-то наоборот. Сегодня по плану Домбай и подъем на гору Мусат-Чари (3012 метров) для акклиматизации без рюкзаков, налегке. В Черкесске к нам присоединяются двое наших коллег из города Саров, Нижегородской губернии, и уже вдесятером, мы дружно грузимся в арендованную "Газель" и направляемся к подножью горы в Домбай. В дороге чего только не узнали, слушая рассказы бывалого Александра (одного из наших новых друзей). В общем, доехали быстро. Поднимаемся на "Муссу" легко, новых впечатлений масса, настроение у всех отличное. Без труда бы взяли намеченную высоту, не пролегай наш путь через станцию канатной дороги, где непреодолимой преградой (как в конце оказалось единственной, которую нам не удалось преодолеть) перед нами выросло кафе с чарующим названием...

Кто-нибудь запомнил название кафе? Нет? Ну и ладно... Чем дальше продвигались мы в вопросе освоения заказанного меню, тем больше утверждались во мнении, что и 2500 метров на которых мы сейчас находимся для акклиматизации вполне достаточно. Хычин с чаем ставит окончательную жирную точку в дилемме идти или не идти выше. Волевое решение принято. Акклиматизация прошла успешно, мы спускаемся. А ведь вершина была так близко. Вот как - то так заканчивается день. Ставим лагерь неподалеку от поселка Теберда (1500 метров над морем). Завтра выходим на маршрут, а сегодня спать.

03.05.09
Рюкзаки забиты по максимуму и идти, особенно с непривычки, довольно тяжело. Спасает то, что практически весь путь до обеда проходим по неплохой горной дороге, с небольшим набором высоты. К 11 часам мы примерно на высоте 2000 метров. Слева от нас течет река Муху. Справа гора с поэтическим названием Лысая. Красота такая, что не успеваем фотографировать. Повстречали одиноко идущего навстречу нам туриста. Приятно пообщались. Слово Удомля его не удивляет, наоборот. Говорит, знаю мол, атомная станция у вас. Мы слегка ошарашены. В самом деле, встретить в горах человека знающего, что в Удомле АЭС, но при этом, не имеющего к Удомле никакого отношения крайне маловероятно. Расположившись на берегу ручья, два часа тратим на обед и отдых. После обеда начинается самое интересное - подъем на перевал Муху. Сначала идет крутой подъем по травянистому склону протяженностью около 700 метров. Проходим траверсом, местами карабкаемся напрямик. Траву сменяет снег. Его не очень много, но даже такое количество для Муху, можно считать редкостью. В целях безопасности, передвигаемся, соблюдая дистанцию. 17:50 мы на перевале. Высота 2760 метров. Обустраиваем лагерь, ночевать будем здесь.

04.05.09
Подъем вместе с солнцем. Сюрприз - вода, запасенная в бутылках, замерзла. Ночью был мороз. Обеспокоенные этим фактом, помня, что Сергей Хохрин отважился сегодня ночевать в вырубленной им из снега пещере, спешим к нему. Однако, тот бодр, весел, выспался и не замерз. Отлегло. Вообще-то, сейчас уже можно сказать жарко. Даже ветра, так надоевшего вчера, нет. Завтракаем, снегом моем посуду и собираемся.Последний раз полюбовавшись красотой открывающегося отсюда вида, начинаем спуск. На этой стороне перевала снега оказалось еще больше. Полтора часа спускаемся по правому склону ущелья, переправляемся через небольшую речушку. Дальше спуск по поросшему лесом крутому (примерно 40 градусов) склону. Пользуемся ледорубами. Через час без происшествий спускаемся в долину, здесь совсем жарко. Теплые вещи меняем на рубашки и футболки. Подходим к реке Марка. По лежащим бревнам переправляемся на левый берег, и 4 км идем по тропе вниз по течению. По мосту переправляемся обратно на берег правый и становимся на стоянку. Обедаем, ищем место под лагерь и устраиваем себе полудневку.

05.05.09
Первую половину дня вообще не хочется вспоминать. Проснулись - дождь. Собрались - дождь. Идем - дождь. По мосту перешли через Аксаут, движемся вдоль реки по дороге. Ничего не происходит. Наша сегодняшняя задача - как можно ближе подойти к перевалу Хадюка, чтобы завтра было проще. То и дело попадаются стоянки водников. Активного таяния снегов еще не началось, реки недостаточно глубокие. В середине дня встречаем пограничников. Советуют через перевал Хадюка не ходить, выбрать что-нибудь другое. Очень много снега, опасно. Мы же не отступаемся от намеченных планов и, пообедав, начинаем подъем. Крутой склон, слева в ущелье шумит река Хадюка. Набрав примерно 500 метров находим небольшой горизонтальный участок. Умещаем на нем три наши палатки, становимся на стоянку. Наконец-то перестал идти дождь, даже иногда выглядывает солнце. Наш лагерь оказывается в центре как бы слоеного пирога. Внизу в долине туман, прямо над нами облака, а у нас ясно. Такую красоту просто невозможно передать словами, это надо увидеть.

06.05.09
Наконец-то этот день настал. Сегодня самостоятельно, без посторонней помощи удалось надеть на себя рюкзак. Начинаем подъем по намеченной еще вчера вечером тропе. Идется легко. Погода для подъема идеальная. Изредка из-за облаков показывается солнце, дождя нет. Через полчаса тропа выводит нас на склон и заканчивается. Просто заканчивается. Даже камня с надписью "...налево пойдешь, направо пойдешь..." - нет. На шестой день похода хочется уже, конечно, повернуть налево. Но мы, собрав всю свою волю в кулак, идем вверх. Полдень. Наконец-то видим наш перевал. Перед нами покрытый снегом склон, который примерно через километр заканчивается крутым гребнем. Гребень высотой около 100 метров и тоже весь в снегу. Честно говоря, как на него взбираться пока что-то непонятно. Смотрим на руководителя. Не напутал ли чего милый человек. Разгадав наши опасения милый человек предлагает еретические мысли оставить, а назревающие волнения гасит командой обед. После обеда перевал Хадюка не кажется нам уже таким сложным. Конечно же, это были обманчивые выводы, вызванные горячим чаем и продолжительным отдыхом. Хитрюга, Андрей Платонов, все предусмотрел. Только через три часа, карабкаясь по пояс в снегу, цепляясь руками, ледорубами, рюкзаками, чем угодно за что угодно, до нитки промокнув, мы наконец-то взбираемся на перевал. Отсюда сверху очень забавно наблюдать, как стараясь опередить друг друга, к перевалу подходят другие группы туристов и так же как мы, зарываясь в снегу, карабкаются наверх. Скоро начнет темнеть. Мы спускаемся на другую сторону ниже на 100 метров и на высоте 2750 обустраиваем лагерь. Ночевать придется на снегу.

07.05.09
Сушить вещи на перевале ночью можно только на ветру. Это опасно тем, что утром этих вещей уже можно не найти, так как ветер здесь сильный. Все то, что вчера было убрано под навес палатки мокрым, сегодня утром покрылось льдом. Зато в лед превратились и окружающие нас сугробы снега. Там, где вчера бы мы проваливались по пояс, сегодня утром проходим как по асфальту. Благодаря этому проделываем приличное расстояние в рекордно короткий срок. К тому времени, когда снег, нагревшись на солнце, снова становится мокрым и мягким, мы как раз подходим к склону, поросшему лесом. В лесу снега не так много, как на открытом месте, а то, что он начал проваливаться, нам тоже на руку. Склон очень крутой, а группа след в след, как по ступенькам идет по тропе набитой ведущим. В общем, спустились мы быстро, весело и без всяких происшествий. Подошли к реке Маруха. По лежащему бревну маятником переправились на другой берег. Вот где пригодились тренировки. Все прошло четко и организованно, хотя ощущения здесь уже совсем другие. На левом берегу реки устраиваем полудневку. Здесь есть дрова, можно подсушить вещи и отдохнуть перед намеченным на завтра новым перевалом. Новгородские ребята с этого места идут по своему маршруту. Мы, обменявшись координатами, тепло с ними прощаемся.

08.05.09
Всю ночь дул сильный ветер,видимо из Абхазии, до которой от нас примерно 10 километров. В общем, утро нас встретило довольно холодно и переменилось все только, когда в нашем ущелье показалось солнце. К тому времени мы уже надели рюкзаки и стало совсем жарко. Наполеоновские планы - сегодня вечером мы должны быть в долине на той стороне перевала Южный Чигордали. Эту свою мысль Платонов закончил словами:- "Хватит нам, как беспризорным на перевалах ночевать!" Совершенно с ним в этом согласные и даже как-то приободренные перспективой не ночевать сегодня на перевале мы дружно полезли в гору. Шесть часов у нас занял подъем на Чигордали. Здесь у нас чего только не было. Нам пришлось карабкаться по травянистым склонам, лезть вверх по скальным участкам, тонуть в снегу. Пригодились взятые каски и лавинные ленты. В придачу ко всему, на самом последнем снежном участке, погода резко ухудшилась. Все заволокло тучами, подул сильный ветер, пошел снег, и резко упала видимость. Как ведущий в этих условиях отыскал перевал до сих пор остается для меня загадкой. Самое интересное, что как только мы поднялись, погода тут же сменила гнев на милость. Метель прекратилась, выглянуло солнце. Снежинки, только что бившие прямо в лицо, спокойно, даже как-то лениво опустились на землю, и все замерло. Впереди открылся спуск в ущелье, сзади до самого горизонта огромные холмы снега. Кто-то вспомнил "Белое безмолвие" Джека Лондона. Спускаемся быстро. Первый участок почти бегом. Трое смельчаков спускаются на рюкзаках, как на санках. Потом весь оставшийся путь в долину идем по следам сошедшей лавины. Прямо под ней течет горная река. Идем очень осторожно. Обходим опасные места по склону. Хотя это существенно увеличивает путь, да и крутые подъемы-спуски всех уже изрядно вымотали, понимаем, что это необходимо. Провалиться вниз в холодную воду - перспектива не из приятных. 19:00 наконец-то под ногами земля, а не снег. Входим в лес. Здесь особенно видны последствия сошедшей лавины. Необхватные деревья, срезанные как ножницами, лежат вповалку. Настоящий бурелом. Становимся на стоянку. Долгожданный отдых. Этот день, такой богатый новыми впечатлениями наконец-то заканчиваясь, преподносит нам последний сюрприз. Прямо в 30 метрах от нас, нас совершенно не замечая, гуляет медведь. Что поделаешь, заповедник. Разводим костер хоть и запрещено, организовываем ночное дежурство и спать.

09.05.09
Просыпаясь, шутим о вчерашнем медведе. Сегодня у нас радиалка до урочища с названием "Чертова мельница". Запланированная трехчасовая прогулка вдоль реки по дороге превратилась в нудный переход на целый день через бурелом и колючий кустарник. Виной тому ошибка в карте - на левом берегу Кизгыча, который мы успешно форсировали вброд, дороги нет. Местами, где это возможно идем по руслу реки, которая извиваясь то и дело, загоняет нас обратно в кустарник. В 300-х метрах от нас, на склоне наблюдаем медведицу с двумя медвежатами. Нам, можно сказать, повезло. Только к четырем часам дня доходим до места. Уютно расположившись в домике празднуем День Победы. Ночевать идем в палатки.

10.05.09
Все сомнения на счет сегодняшних планов разрешены. Как вариант, обсуждался переход в конечный пункт нашего похода - Архыз через перевал Софийское седло, но при сегодняшней погоде о перевале не может быть и речи. Дождь, снег, туман, ветер. Полный набор. Не то, что перевала невидно, даже подступов к нему невидно. Поговорив с егерями, которые и сами категорически запрещают нам идти через перевал, мы выяснили, что возвращаться нам лучше по правому берегу Кизгыча. Там есть тропа. Переправившись по стволу дерева на другой берег, мы эту тропу находим и пройдя 17 км, без происшествий, к вечеру добираемся до Архыза. Все. Поход закончен.

Категория: Горный туризм | Добавил: Shaggy (11.05.2009) | Автор: Н. Бобров
Просмотров: 848 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.