туризм г. Удомля
Здравствуй, Странник

Меню сайта
Категории раздела
ПВД [23]
Водный туризм [7]
Горный туризм [18]
Спелеотуризм [3]
Спорт [25]
Туризм на колесах [2]
События [10]
Последнее в отчётах
Сейчас на сайте:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня заходили:
О погоде

Напиши нам

Главная » Статьи » Водный туризм

2011 Суоёки (Она же Южная Шуя)
Долгими зимними вечерами наш моск, товарищ и учитель, любимый Адмирал Его превосходительство Цицер, морщил лоб насчет весеннего похода. Его сознание пронзало неожиданными ферзевыми водными трассами весь юг Карелии, и каждый из вариантов уже нес в себе отпечаток пройденного. Каменный цветочек все не выходил, все варианты не отличались оригинальностью, дерзостью или были заведомо нереализуемы в короткий срок.
Но чу! Мысль сверкнула в сырых серых клетках его Превосходительства. Так так тааак…
Если не получается сложно- нужно не усложнять. Самый простой поход по самой известной реке. Какая у нас в Карелии самая известная река? Шуя! Южная. Там еще по преданию толпы народа и ларьки с пивом, прямо на берег обращенные, с блэкджеком и шлюхами. И легче ее только Мста. По слухам, ага…

Перелопатив же интернеты, выяснили, что данные предположения полны мифами чуть более, чем полностью. Заброска действительно простая- от города Суоярви до ближайщего моста, по дороге на Поросозеро. А вот дальше пошли нюансы… Но нюансы будут доведены до благосклонных читателей по ходу повествования, а пока:
Официальная часть отчета:
маршрут: Удомля- Петрозаводск ж/д, доезд до места стапеля (мост) на автобусе,
Река сплава- Южная Шуя, протяженность сплава- 80 км за 4 ходовых дня,
количество и категории препятствий – 19 порогов, из них 2 - 4 категории ( байдарочной, в нашу высокую воду) сложности.
Состав группы:
Кат 2 «красное солнышко»
Руководитель, его превосходительство Адмирал Цицер Лейше
Смирнов Сереженька, Умелый матрос, повар и завхоз
Байдарка «Викинг 3»,имени ордена святой «Дульсинеи» из Тубосса:
Григорьев Андрей ( кэп, суперумел и универсален)
Григорьев Дима- («Рыжая борода», друг индейцев племени Сиу, матрос «потерял ботиног, потерял весло», почетный член оверкиля в пороге 4 к.с. и кавалер прочих наград).
Байдарка « Щука- 3», она же «Рыбка»
Тимофеев Александр, каптернамус, лоцман, боцман Гангрена, и просто хороший человек
Сипунов В. , пейсатель руками, певец ртом, гребун веслом
Катамаран Стерх-4, в походе окрещенный как « Чорная похоть»
Федоров Жека, предводитель галеры, кнут и совесть эпохи.
Евгений Инессович, - краб на галере
Эдуард_Лимонович, - краб на галере
Алексей Селезнев, -краб на галере
Дмитрий Воронов , - краб на галере
(Куда столько влезло на 4-ку кат? Автор не врет, автор, однако, правду пишет…)

Вначале было слово… нет, не то
Вначале было вокзалие местное с людом удомельским, пребывающим в унынии и отчаянии по поводу нашего отбытия с перрона железнодорожного. Стонали и плакали покинутые жены, радовались дети, по всему перрону проходили траурные митинги и минуты молчания. Амен.
Загрузившись в поезд до станции голоБое – по старой традиции водников нужно было первым делом поесть сала. Из банки, зачерпывая его самосушеным пахучим сухарем. Вот такое вот супер сало, есться оно ложкой, приготавливается мясорубкой из обычного, если кто не знал, учитесь, сухопутные крысы-)
Первая и вторая рюмка сала прошла под всеобщий подъем настроения, группа водников опять шла в Карелию, где снег и лед такие теплые и желанные. Проезжая станцию Мста выворачивали шею в стремлении определить уровень воды и мощность паводка. Ностальгия-)
Станция Бологое, встретившая путников удомельским ядреным туманом, была частично обследована на предмет запивки для сала, посещены местные достопримечательности- пушка и магазин. Дальнейшее ожидание и поедание сала на вокзале знакомо каждому и в описаниях не нуждается, ибо не родился еще тот водник, который не испытывал бы легкое щемящее чувство свободы и великого Начала своего пути. И удержал бы свои эмоции в себе, не показал бы их отпетым товарищам. А нам на поезд до Петрозаводска.

1 день . Выгрузившись в Петрозаводске сразу нашли свой ( заказанный заранее ) автобус марки ПАЗ, пригласили в него нескольких туристов- водников из города-метро Москва. Они направлялись на нашу же реку Суоёки. Веселой компанией напевая под нос всякую чепуху мы достигли сначала города Суоярви, а потом и места стапеля у моста. Погода внезапно отключила наш любимый карельский моросящий дождик, и включила опцию «ясный день» на все подряд дни похода. Здорово-)
Отстапелившись в рекордный срок, мы отделяемся от компании москвичей на каркасниках, и нашей следующей встречи не состоялось. Первые гребки на воде позволили вспомнить управляемость, руки скучали «по штурвалу» долго. Несколько быстрин и озеровидных расширений, затопленные столбы прямо по руслу реки. удивительно кристально голубое небо и отливающая бездонной синевой гладь реки позволили сделать первый шаг в мечту. Солнце высвечивало такие пейзажи, что бывалые фотографы ( а это чуть менее, чем все члены команды) уже не тянулись за любимой оптикой, предпочитая наслаждаться моментом не отвлекаясь…
Серьезных препятствий нам в этот день не встретилось, по причине высокой воды многие (обозначенные в лоции) были попросту незаметны
 пор. 2 к.с., за порогом небольшое озерцо   
-пор. 2-3 к.с. на вых. из озерка.    
-пор. 2 к.с.      
-пор. 2 к.с. возможно, просто затоплен   
-пор. Грива 2-3 к.с. за островом перед мостом      
-порог 2 к.с. -
Долго ли, коротко ли, а показалась и стоянка в полседьмого, как известно- лучшая.
Спешившись и разбив бивуак, быстро сварганили любимое блюдо туристов- «запиздуху». Сытые и пьяные разбрелись по матчасти, причем Евгению выпала доля перевязывать каркас ката-4, тогда еще совсем никак не называемого. Ибо новый. И вместе со своей командой, кА-к-раб ы на галерах они этот кат перевязывали и вечером, и утром… А прочая часть туристской братии помогала Сергею снять с веток березы его снасти на щуку. Щука ловиться не пожелала. Карельская хитрюга. Отомстим!

2 день. Как нам обещала лоция, река показала много интересного.
-порог 2 к.с.   пройден с просмотром по берегу и страховкой с катамаранов 
-автомоб. мост, пор Рыжик 3 к.с.   дер. Суойоки (3 магазина, почта)
за пов. слияние с р. Тарасйоки (Порог начинается под мостом)
-пор. мал. Кеняйкоский 3 к.с.
      
- Мост с перекатом      (После перекуса пройдена череда Хаутоварских порогов, когда погранзона начиналась тут- отсюда обязательно проходил старт каждой группы водников. Теперь это просто препятствия 2 категории, а мы стартовали гораздо выше по течению

- шивера ~ 2 к.с.     – не запомнилась, затоплена 
- порог 2 к.с - не запомнился, затоплен
-озеро Шуясалма.
Несколько незначительных (залиты водой) шивер и такие же не оставившие особых впечатлений пороги пройдены сходу, без просмотра.
Порог в деревне Суойоки «под мостом». С виду тщательно осмотренный порог- вся группа спешилась, взошла на мост, окинула взором… Количество сделанных фотографий «я на фоне порога» не поддается счислению, красивый фон. Вернувшись в судна, пошли в порог обычным за этот поход порядком- сначала кат 2, потом кат 4 ( с разворотом обоих на страховку), затем мы и «Дульсинея» . При проходе нашей Щуки выяснилось, что несмотря на количество сделанных фотографий, порог мы осмотрели не весь. Первый вал встречает нас аж под самым пролетом моста, и мы отвлекаемся на верхний габарит, к которому нас опасно близко подбросило. Увы , следующий за ним вал уже косой. К такому развитию событий мы не готовы, и нас кладет в самом начале длинного порога. Оверкиль. Выбравшись из байдарки, теряю весло (лошара), вижу Александра вцепившегося в перевернутое судно. Решаю составить ему компанию, пытаюсь догрести до байдарки. Ан нет, тяжелое дело в пороге- постоянно накрывает валами, и отхлебнув изрядно Шуйской воды, я вспоминаю, наконец, про технику безопасности. Разворачиваюсь вперед ногами, визуально встречая каждый из валов, которые скрывают на некоторое время под водой. После них продуваюсь и отплевываюсь. Длинный порог. Силы в холодной воде стремительно тают. Слышу голос «спасай весло!». Мы пролетели мимо брошенной с ката 2 морковки, следующие нас встречают ежики на кате 4. Кричу им, что бы не спасали больше весло, меня чтоб спасали, вот. Внемлили. Хватаюсь за раму катамарана, следующим приносит и Александра, так и не расставшегося с байдаркой. Отжимают нас в улово к берегу. Очень шатающейся походкой выходим на твердь земную сушиться. Организовываем привал с перекусом, отливаемся и вешаем шмотки под майское солнце. Вся поклажа на месте, гермомешки в целости и сохранности. У Александра напился воды GPS, не работает. Порог находится в деревне, наше бултыхание видели местные жители. Один тут же пришел предложить погреться в бане за 100 рублей с носа. Пока мы смеем думать, Его Превосходительство Адмирал Алексий I властным жестом отправляет нас туда без права на помилование. Баня отогревает-)
Вернувшись к месту перекуса, совершаем собственно перекус, опять встаем на воду и дуем до следующего порога.

Вечером встали по правому берегу на изрядном возвышении. Евгений с командой «ка крабов» опять перевязывает кат на фоне заката. По мере разгорячения организмов рождается Самое Правильное Название судна- «чорная похоть». Немедля выполняем увековечивание имени собственного путем написания маркером на баллонах. Порядочно разомлев от ярких дневных впечатлений я удаляюсь спать, хотя жизнедеятельность в лагере продолжалась долго и разно. Александр совершал ритуальные танцы с промоченным GPSом вокруг костра, он обсушился и ожил! Правда, все точки позабыл…

3 день. Утром опять обнаружили ясную светлую погоду прямо по курсу, и быстро собравшись, встали на воду. Уходя, снабдили костер парой сюрпризов- севших батареек. Салют вышел, но вялый. Зачистили поляну и ушли окончательно.
пор. Олененок 3 к.с. (~700м) перед пор. 200 м.перекат. со сл. Теч
пор. Ступенька - не запомнился, затоплен      
перекат около ЛЭП - не запомнился, затоплен      
небольшое озерко с островом справа в озерко впадает река Пюхайоки.      
пор. Сизовский (Угрюмый) 3 к.с. пройден без просмотра

пор. Островной (Островский) 2 к.с., - красивый несложный порог, встаем на перекус прямо острове, вокруг которого собственно сам порог и образован. Много фото.

место подтопления ГЭС
деревянный автомобильный мост, заваленный топляком, вследствии чего с воды похож больше на лес
сразу за мостом - плотина «Игнойла» ГЭС, плотина поражает огромным водопадом. Выглядит все очень эпически по причине огромных клубов водяного тумана, образующегося при сшибке переливных струй. Длинный обнос для щуки, все улова забиты топляком и небезопасны. Катамараны и Викинг смело стартуют от ближайшего языка чистой воды размером 5х15 метров, и получают себе в зачетку еще один полноценный порог 2 кс- течение очень сильное, валы зло покусывают за корму.
Пройдя несколько дальше, останавливаемся на правой полочке, все время ища легендарную табличку о погибших водниках. Она на левом берегу, хорошо видна в зум фотоаппарата
4 день.
Начался с просмотра порога.Пор Кеняйкоски ( наша вода-4 к.с.) Длинной дорогой, проходя вдоль заходной шиверы, обходя микроскопические пороги лесных ручьев и водопады же, мы пробирались «побояться». Было чего. Самая серьезная опасность – это кильнуться в первой ступени порога, и быть затащенным во вторую. Все улова изобилуют топляком. Также, судя по описаниям, присутствуют острые камни, между которых легко застрять при самосплаве и стать героем. Определили ось прохождения, места страховки и съемки, и приступили к переносу вещей на конец порога. Идем пустыми. Впряглись в рюкзаки, прогулялись около километра.
В процессе прохождения все чисто проткнули первую ступень, завернув в улово. При Этом Дима «рыжаяборода» умудрился подарить порогу правую лопасть весла. И прямо в улове запасливый кэп Дульсинеи Андрей Григорьев ему эту потерю восполнил, так-то…
Катамараны стояли в улове на полноценной страховке. Также дежурили с морквой с берега.
Линия захода во вторую ступень оставалась одна, мы на щуке промахнулись, взяв слишком близко к берегу, в надежде на халявный слив под самым бережком. Не вышло, прижало… остальные прошли чисто.
Сразу на выходе из порога- остров, на нем перекус и раскладка хабара по суднам.
пор. мал. Валойне 2 к.с. ~100 м в большую воду - красивый высокий вал   
пор. Сарикоски 2 к.с. за озером около острова. На острове - хорошая стоянка  
пор Кумиу 4 к.с (по малой воде 2-3 к.с)
просмотр с каменных лбов, обнос нашей щуки, постановка на страховку. Прохождение катамаранами, их последовательнфй разворот на страховку в 1 и 2 ступенях. Оверкиль Викинга, спасработы, перекус на стоянке слева.
Стоянка слева оформлена разными предметами туристкого творчества ихз подручных материалов, оборудована столом, каменным кострищем. Ко всему этому счастью прилагаются сухие спички и береста в пакете из под кофею, заботливо оставленные другими людьми. Слава им.
Вскоре опять встаем на воду, и в полседьмого встаем на стоянку справа (на дороге, обозначенной колеей среди травы), предпринимаем поход за пивом в ближайший поселок.
5.
Утром ввиду незначительности водного пути до моста- погребальный костер из пришедших в негодность сплавных шмоток
АНТИСТАПЕЛЬ- справа, у автомобильного моста. Туда же вызван автобус, и через некоторое время мы, довольные и счастливые, уезжаем с гостеприимной Карелии чтобы весь год вспоминать эти дни. Возвращаться никому не хотелось. Меня очень долго не покидало чувство, что я еще там, на реке, а вся эта работа/пробки/суета - это просто сон.
И я сейчас проснусь и пойду подкачивать байдарку.
Чтобы после завтрака встать на воду и пойти
Навстречу себе.
Настоящему.


График похода: 
6 мая Вечер- поезд, 7 утро- поезд и авто

1 Стоянка у тихой воды 7мая
2. стоянка справа на высотке 8мая
3. после обноса плотины на полочке (9мая)
4. стоянка на дороге справа, поход за пивом 10 мая
5. антист и путь обратно -11 мая
Категория: Водный туризм | Добавил: Shaggy (26.04.2012) | Автор: В. Сипунов
Просмотров: 10052 | Комментарии: 2 | Теги: Южная Шуя, Водный туризм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
1 Svetik  
0
Уважаемые модераторы, хотела поставить этому отчету оценку 5, а получилось 2. Можно это как то исправить? А отчет прочитала после того как сама вернулась с Карелии. Вот теперь он читается с толком, чувством и понятием. Здорово, как будто снова побывала в этих (других этих) местах.

2 Shaggy  
0
Можно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Последнее на форуме